Первый выборгский железнодорожный вокзал был возведен в 1869 году одновременно со строительством железной дороги между СанктПетербургом и Хельсинки, по проекту архитектора Карла Эдельфельта (1818-1869), отца одного из самых знаменитых финских художниковреалистов Альберта Эдельфельта (1854-1905). Здание было двухэтажным, деревянным, «кружевным» и нарядным, и располагалось ближе к Папульскому мосту.
Планировка нового, более масштабного, вокзала началась в 1900 году, когда железнодорожное полотно было расширено и поднято на более высокий уровень. После этого были объявлены два архитектурных конкурса на строительство вокзалов в Хельсинки и Выборге. Оба конкурса выиграл архитектор Элиэль Сааринен (1873-1950), представивший проекты в сотрудничестве с компаньонами Германом Гезеллиусом (1873-1916) и Армасом Линдгреном (1874-1929).
Новый выборгский вокзал был открыт на шесть лет раньше Хельсинкского, 1июля 1913 года, и стал самым большим на то время вокзалом Финляндии. Он был выстроен в духе финского национального романтизма и включал в себя три больших комплекса.
Главное здание, облицованное красным гранитом, украшенное огромным центральным витражом и гранитными скульптурами работы Эвы Гюльден (1885-1973), выходило на Вокзальную площадь; второе здание – залы ожидания, ресторан и багажные отделения, - располагалось на перроне, к нему вели три тоннеля под путями, оборудованные электрическими лифтами для подъема тяжелого багажа; и, наконец, третье здание, соединенное с главный корпусом аркадой, - вокзальный лазарет и две квартиры для служащих.
Монументальное сооружение прекрасно вписывалось в перспективы выборгских улиц и было гордостью горожан. Однако, в 1941 году, в ходе военных действий, весь вокзальный комплекс был взорван советскими войсками. Чудом сохранились две скульптуры гранитных медведей и часть лазаретного корпуса (его часто ошибочно называют старым багажным отделением). Один из вокзальных мишек стоит сейчас у лютеранской церкви Святых Апостолов Петра и Павла, другой – совсем рядом с вокзалом, в Треугольном сквере.
Современный вокзал был выстроен в 1953 году по проекту ленинградских архитекторов Александра Васильева (1913-1976), Давида Гольдгора (1912-1982) и Сергея Сперанского (1914-1983).
Здание представляет собою образец классицистического стиля сталинской эпохи, оно также имеет центральный витраж и монументальные полуколонны. В декоре предпринята попытка художественными средствами отразить въезд в СССР - страну победившего социализма (именно так была обозначена цель проведения архитектурного конкурса, предшествовавшего строительству).
Композиционно здание вокзала формирует пространство Вокзальной площади и замыкает собою перспективу Ленинградского проспекта – важной транспортной магистрали Выборга. В 2006 году на площади перед вокзалом появился монумент «Выборг», выполненный выборгским скульптором Виктором Димовым (1941-2016) в виде большой буквы «W», стоящей на полушаре и увенчанной короной.