Выставочный центр «Эрмитаж-Выборг» | Виртуальное путешествие по Выборгу и Выборгскому району
Выставочный центр «Эрмитаж-Выборг»
г. Выборг, ул. П.Ф. Ладанова, д.1
8 (81378) 2-72-82
4.555555

Средняя оценка: 4.6 (9 votes)

Выставочный центр «Эрмитаж-Выборг»


Описание: 

Выставочный центр «Эрмитаж - Выборг» открылся 16 июня 2010 года по инициативе муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, Правительства Ленинградской области и Государственного Эрмитажа. В результате их соглашения и был создан центр, разместившийся в историческом здании бывшего музея изящных искусств и школы живописи – творения финского архитектора Уно Вернера Ульберга (1930). Таким образом, этому обворожительно легкому, лаконичном у и разумному памятнику эпохи конструктивизма по справедливости возвращено утраченное в советский период назначение. Вновь в уникальном комплексе под одной крышей разместились художественный музей с коллекциями из фондов Государственного Эрмитажа и детская школа искусств.
Наш эрмитажный центр удостоен чести встать в ряде подобными центрами: «Эрмитаж - Казань», «Эрмитаж - Амстердам», «Эрмитаж- Лондон», «Эрмитаж - Феррари». Но Выборг не был бы Выборгом, если бы не шел всегда своим путем: местный филиал Государственного Эрмитажа постоянно расширяется, вводя в строй все новые и новые площади. Так, в Пороховом погребе работает с 2013 года Музей археологии, демонстрирующий находки, сделанные Выборгской археологической экспедицией в ходе раскопок последних лет. В 2018 году открылся еще один музейный объект федерального значения - «Каземат в левом фланке Бастиона Панцерлакс», дающий редкую возможность заглянуть внутрь бывшего сугубо военного сооружения. Придет время, и все тайные места Панцерлакса станут явными и будут служить не войне, а на благо людям и во славу искусства. Как и завещал великий Ульберг.

Выставка "Фламандское искусство VII века" , просмотр доступен по ссылке "Посмотреть виртуальный тур".

Выставка " От Николая I до Николая II" завершилась.

Выставка  «Пять символов счастья: благопожелания в китайском искусстве» завершилась 15 сентября.

Выставка «России слава незабвенна… Отечественная война 1812 года» завершилась.

«Птицы богов Олимпа. Прикладное искусство  ХVI – ХIХ вв. из собрания Эрмитажа» завершилась.

 

АРХИВ ВЫСТАВОК:

Выставка "Фламандское искусство VII века"
На выставке, посвященной фламандскому искусству, представлены картины, скульптуры, изделия прикладного искусства и художественное оружие. Главным центром фламандского искусства в XVII столетии являлся Антверпен. Здесь жил Рубенс – «Апеллес нашего века», как его величали современники, мастер, чьё имя стало синонимом фламандского искусства XVII века.

Посмотреть виртуальный тур

«Птицы богов Олимпа. Прикладное искусство ХVI – ХIХ вв. из собрания Эрмитажа»
Представленная вниманию зрителей выставка демонстрирует памятники прикладного искусства из собрания Эрмитажа, объединенных идеей воплощения сюжетов, связанных с птицами и богами Олимпа.

Посмотреть виртуальный тур

Выставка "От Николая I до Николая II. Эпоха историзма в России" (18 сентября 2015 г. - 18 марта 2016 г.)

В 1840-е годы известный русский критик Виссарион Белинский, внимательно наблюдавший за происходившими вокруг переменами, написал: «Век наш – по преимуществу исторический век...» Действительно, ориентация на культуру разных народов и периодов прошлого, охватившая всю Европу, стала главным «credo» художников, творивших в 1820-90-е годы. Это явление получило название «историзма» (по аналогии с «классицизмом», «романтизмом», «сентиментализмом») или «эпохи историзма». Еще в 1930-е годы в своей статье «Историзм. Попытка определить понятия» немецкий автор Вольфганг Гетц «предложил различать историзм как образ мыслей, а эклектизм как художественный метод». Этих позиций придерживаются и современные исследователи.    

В русле историзма наблюдалось параллельное развитие сразу нескольких «стилей» или «вкусов». Среди них особенным предпочтением пользовались «готический», «помпейский», «неогрек», «ренессанс», «рококо», «восточный», «русский», «византийский».  Эти термины, во многом условные, подразумевали определенный набор декоративных средств, в котором преобладали узнаваемые ориентиры (или прямые цитаты) из конкретного периода прошлого. Однако, несмотря на интернациональность рассматриваемого явления, в каждой стране сложилась своя школа изучения эпохи историзма и свои определения хронологических периодов ее развитии. Культурная среда в России, вливаясь в общеевропейский поток, несомненно, имела свои национальные отличия, обусловленные как особенностями социально-политической ситуации, так и личностями правящих монархов. Эпоха историзма охватила правления сразу четырех императоров: Николая I, Александра II, Александра III и первые годы царствования Николая II. Среди них самое большое влияние на формирование романтического восприятия истории оказал, несомненно, Николай I, взошедший на престол в 1825 г.

Одним из главных лейт-мотивов его правления стало увлечение культурой Средневековья, основу которой составляли понятия о чести, беззаветной преданности вассалов своему сюзерену, идиллическое поклонение недоступной прекрасной даме. Смысловые параллели напрашивались сами собой: во главе государства стояли храбрый «рыцарь Николай» и его «прекрасная дама» - императрица Александра Федоровна. С одной стороны - дисциплина, муштра, парады, а с другой – карусели, балы, маскарады.

Новые увлечения, сдерживаемые до поры волею Александра I, неизменного сторонника классики, буквально захлестнули культурную жизнь России.  Проекты новых построек еще только готовились претворять в жизнь, мастера-декораторы подбирали новые решения для убранства интерьеров, а завсегдатаи светских салонов уже щеголяли в нарядах, поражавших воображение. Рассказывая об одном из парадных обедов в богатом столичном доме, писатель М.Ю.Лермонтов, например, в своем романе «Княгиня Лиговская» (1828), отмечал: «в одежде этих людей, так чинно сидевших вокруг длинного стола, уставленного серебром и фарфором, так же как в их понятиях, были перемешаны все века. В одеждах их встречались глубочайшая древность с самой последней выдумкой парижской модистки…» Расширив спектр художественных приемов, романтизм как явление сыграл большую положительную роль, он облегчил переход от нормативности классицизма с его относительно узким ассортиментом конструктивно-декоративных приемов к освоению всего культурного наследия человечества. Наблюдаемый в это время  рост городов был обусловлен бурным развитием технического прогресса и созданием крупных производственных центров, что неизбежно влекло за собой увеличение гражданской застройки. Прозаической среде жилой застройки из однотипных доходных домов романтизм противопоставлял новые эстетические идеалы, украсив их фасады декором в разных «стилях».

К началу царствования Николая  II (1894) границы Петербурга заметно расширились, а его центральные улицы представляли собой удивительный конгломерат зданий, построенных в самых разных “стилях», украшенных узнаваемыми историческими реминисценциями. Образцами для подражания служили, конечно же, дома членов императорской фамилии и наиболее знатных горожан. Их композиционно-декоративные решения, задуманные ведущими зодчими с учетом самых последних технических новинок, представляли собой те «маяки» в городской среде, на которые равнялись рядовые застройщики.

Огромное значение имело восстановление главной резиденции царской семьи – Зимнего дворца, сгоревшего в 1837 г. Его барочный фасад Николай I решил воссоздать в прежнем виде, а вот оформление жилых интерьеров, порученное А.Брюллову, должно было отвечать всем требованиям современного комфорта. Для подданных русского государя дворец стал, по словам Гоголя,  своего рода наглядной энциклопедией «истинного вкуса и оригинальности». Еще одним важным событием, заметно повлиявшим на обогащение творческой палитры художников-декораторов, стало завершение в Москве Большого Кремлевского дворца  (1849). Кроме того, в эпоху историзма в Петербурге было возведено сразу несколько великокняжеских дворцов.

    Опыт изучения средневековых конструкций с их стрельчатыми арками, позволявшими перекрывать огромные пространства при минимальной толщине стен, не прошел даром. Эти знания пригодились при возведении архитектурных сооружений совершенно нового типа, таких, как вокзалы, выставочные павильоны, здания цирков, спортивных комплексов и т.д. Готическое наследие дало толчок свежим идеям, а технический прогресс, изобретение новых материалов (гальванопластика, бетон, железо) облегчили задачи строителям.

     Богатое разнообразие технических и художественных новинок, свидетелями которых стали люди XIX века, нашло яркое воплощение в таких событиях, как внутрироссийские выставки, первая из которых была организована в 1829 г. С этого времени различные выставки регулярно устраивались не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в других городах России. А в 1851 г. в Хрустальном дворце в Лондоне состоялось грандиозное событие - открытие первой Всемирной экспозиции достижений в области науки, техники, промышленности, искусства. Международные выставки вызывали огромный интерес, тысячи людей устремлялись новые экспозиции, причем, состав публики был самым разным. Здесь появлялось все больше деловых людей, присматривавших выгодные заказы, интересные изобретения, изделия художественной промышленности. Каждая из  выставок широко освещалась в печати, а также сопровождалась публикациями,  альбомами, каталогами, открытками.

     Подобные наглядные пособия в большом количестве поступали и в Россию. Здесь во многих городах развернулась целая индустрия изготовления «стильных» предметов из дерева, фарфора, бронзы, стекла, тканей и т.д. В острой конкурентной борьбе рождались новые устройства для механизации производства, а также использования вместо дорогостоящих материалов их более дешевых заменителей. Потребность в квалифицированных специалистах прикладных видов искусства привела к открытию таких крупных учебных заведений, существующих и поныне, как «Строгановское училище технического рисования» в Москве (1860) и «Центральное училище технического рисования» в Санкт-Петербурге (1876), организованного на средства барона А.Л.Штиглица. Большую роль в воспитании кадров профессиональных мастеров различных ремесел сыграло, например, в Санкт-Петербурге «Ремесленное училище цесаревича Николая» (1875), находившееся под покровительством царской семьи. Подобные учебные заведения в разных формах возникали по всей России.

К концу 1880-х годов такие крупные предприятия, как фабрика Ф.Мельцера, Ф.Тарасова, Н.Свирского, И.Платонова (бывшего крепостного) брали подряды на полное внутреннее оформление всего здания, включая паркетные полы, отделку потолков и стен, предметы мебели, осветительные приборы, обои и драпировки из тканей. Заказчику достаточно было указать «стиль» того или иного помещения, а остального «додумывали» дизайнеры фирмы.

Всеобщий интерес к истории, в том числе своего Отечества, особенно поощряемый русофилом Александром III (1881-1894), способствовал развитию просветительства в самых разных его формах. По всей стране наблюдалось распространение библиотек, частного коллекционирования, организации передвижных выставок, археологических экспедиций, различных обществ «поощрения художеств». Особыми событиями в жизни России стали открытия больших и малых, частных и государственных историко-художественных музеев. Эти события словно подвели черту под историческими и художественными поисками сразу нескольких поколений.

Заместитель заведующего Отделом истории русской культуры, кандидат искусствоведния Н.Ю.Гусева

 


Посмотреть виртуальный тур

Коллективная выставка ювелирного искусства GoodWood

С 25 января по 24 февраля 2019 г. в Выставочном центре «Эрмитаж – Выборг» проходила выставка GOODWOOD.
Это уже 6 выставка этого проекта, цель которого продемонстрировать возможности дерева как материала для создания произведений искусства. И если первые выставки были посвящены дереву в ювелирном искусстве, то сейчас к проекту присоединились скульпторы и графики.

Дерево было одним из первых материалов, который люди научились обрабатывать и активно использовать в изготовлении предметов. Оно легко в обработке, обладает прекрасными конструктивными качествами, красивыми цветом и фактурой. В любой этнографической
коллекции всегда найдутся деревянные артефакты. Но дерево не осталось число ремесленным материалом народного искусства. Оно нашло применение в авторских ювелирных украшениях, где, соседствуя с металлом и камнями, находится на острие современного дизайна. Оно используется в современной скульптуре, где пластические поиски продолжают традиции русского авангарда. В европейской скульптуре дерево эффектно контрастирует с камнем, заплетается в сложные фактуры, создает неожиданные комбинации.
На выставке графика представлена как традиционной ксилографией, так и печатью с сосновых досок, сохраняющих фактуру древесины.


Посмотреть виртуальный тур

Монолог о раковине

С 27 апреля 2019 года в Выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» была открыта выставка «Монолог о раковине». Более 150 произведений, охватывающих временной период с глубокой древности (первая половина IV тыс. до н.э) до наших дней из коллекции Государственного Эрмитажа, рассказывают о раковине - одном из красивейших созданий природы, и о том как в руках искусных мастеров она превращается в произведение искусства. Раковины с древних времен играли важную роль для человека – в быту, религии, обрядах. Коллекция Эрмитажа позволяет увидеть раковину в разных ее ипостасях – в качестве талисмана, оберега, украшения стола и просто ценного материала для ювелиров, резчиков камней. Самые ранние из экспонатов, датируемые первой половиной IV тысячелетия до н.э., служили статусными украшениями и оберегами. С развитием религиозных представлений раковины стали наделяться определенным символическим смыслом, в чем-то единым у разных народов и религий, и в то же время в чем-то существенно отличающимся. Единство обусловлено местом обитания раковин и их формой – символом водной стихии, женственности. Кроме того в разные времена и у разных народов раковины использовались в качестве денежного эквивалента, так, например, в странах Африки «ракушечные деньги» имели хождение почти до XX века.


Посмотреть виртуальный тур

Часы работы: 
С 10 до 18.00 (без выходных)
Диапазон цен: 
Стоимость посещения: 150 руб. для взрослых граждан России; 250 руб. стоимость входного билета для иностранных граждан; Подробнее на сайте.
Дополнительная информация: 
Парковка
Текущие события: 
Выставка
Выставка «Между Марсом и Венерой. Искусство Франции XVII в.» из собрания Государственного Эрмитажа
пятница, апреля 25, 2025 - 12:00 по вторник, сентября 30, 2025 - 19:00
Выставка
Выставка Союза художников Ленинградской области
воскресенье, апреля 27, 2025 - 10:00 по суббота, мая 31, 2025 - 19:00