Выставочный центр «Эрмитаж-Выборг» | Виртуальное путешествие по Выборгу и Выборгскому району
Выставочный центр «Эрмитаж-Выборг»
г. Выборг, ул. П.Ф. Ладанова, д.1
8 (81378) 2-72-82

Средняя оценка: 4.4 (7 votes)

Выставочный центр «Эрмитаж-Выборг»

Описание: 

Выставочный центр «Эрмитаж - Выборг» открылся 16 июня 2010 года по инициативе муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, Правительства Ленинградской области и Государственного Эрмитажа. В результате их соглашения и был создан центр, разместившийся в историческом здании бывшего музея изящных искусств и школы живописи – творения финского архитектора Уно Вернера Ульберга (1930). Таким образом, этому обворожительно легкому, лаконичном у и разумному памятнику эпохи конструктивизма по справедливости возвращено утраченное в советский период назначение. Вновь в уникальном комплексе под одной крышей разместились художественный музей с коллекциями из фондов Государственного Эрмитажа и детская школа искусств.
Наш эрмитажный центр удостоен чести встать в ряде подобными центрами: «Эрмитаж - Казань», «Эрмитаж - Амстердам», «Эрмитаж- Лондон», «Эрмитаж - Феррари».

Выставка " От Николая I до Николая II" завершилась, просмотр доступен по ссылке "Посмотреть виртуальный тур".

Выставка  «Пять символов счастья: благопожелания в китайском искусстве» завершилась 15 сентября.

Выставка «России слава незабвенна… Отечественная война 1812 года» завершилась.

Сейчас в ВЦ "Эрмитаж-Выборг"

 

C 18 октября по 3 ноября 2017 года ВЦ "Эрмитаж - Выборг" будет закрыт на смену экспозиции. Новая выставка "Фламандское искусство XVII века из собрания Государственного Эрмитажа" будет открыта для посетителей с 4 ноября 2017 года.

АРХИВ ВЫСТАВОК:

Выставка «России слава незабвенна… Отечественная война 1812 года»
Отечественная война 1812 года – одно из ключевых событий в истории России. Память о победе над Наполеоном чрезвычайно широко и многообразно отражена в русской литературе, в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, в архитектуре. Для русской культуры XIX столетия эта тема является, бесспорно, одной из главных. Воинские подвиги на полях сражений, образы героев великого прошлого, память о павших стали основными направлениями в развитии национально-патриотической идеи.

Посмотреть виртуальный тур

Выставка художников Ленинградской области «Города-крепости Северо-запада России»
В выставочном центре были экспонированы около 60 живописных и графических работ, написанных 28 художниками во время пленэров.

В выставочном центре были экспонированы около 60 живописных и графических работ, написанных 28 художниками во время пленэров. На них мы увидим бывшие города-крепости, оборонительные сооружения, монастыри, защищавшие когда-то Русь от набегов монгольских орд и от врагов, идущих на нее с запада. Сегодня эти замки, монастыри, крепости уже не вызывают воинственных воспоминаний. Крепости Старой Ладоги, Пскова, Изборска, Острова, Новгорода, Соловков, Копорья, Выборга, Орешек, Ивангород, Корела, разрушенный временем Ям на рисунках и полотнах поражают своими неповторимыми архитектурными ансамблями, красотой пейзажей, своей подлинной стариной и сегодняшней новизной. Именно это и увидели в «каменном щите России» художники. Они писали жизнь сегодняшней улицы и памятники старины. И это – живая память, дань нашим предкам, которые защищали свою страну, строили замки, крепости, монастыри, церкви такой красоты, гармонии, что и сегодня они удовлетворяют самым высоким эстетическим требованиям и не могут оставить равнодушными, в чем Вы можете убедиться, посмотрев выставку.

 


Посмотреть виртуальный тур

Выставка "Пять символов счастья: благопожелания в китайском искусстве" (1 апреля - 1 октября 2016 года)

На выставке представлены 240 экспонатов из коллекций Отдела Востока Государственного Эрмитажа, большая часть из которых будет показана впервые.Выставка раскрывает удивительный символический образный язык Поднебесной. Все мотивы и изображения на предметах и графических работах носят благопожелательный характер и призваны привлечь в жизнь человека главные составляющие счастья. Гарантом его достижения служит приобретение пяти благословений – долголетия, богатства, успехов в карьере, рождения сыновей и мира.

Хронологически все предметы выполнены в период династии Цин (1644-1911) и первой половине XX века. Спектр материалов, представленных на выставке, разнообразен: благопожелательная символика проиллюстрирована на примере изделий из фарфора, метала, дерева, лака, кости, шелка и предметов, выполненных в технике перегородчатой и расписной эмали.

В экспозицию вошли 70 образцов новогодней картины (няньхуа), из коллекции академика В.М.Алексеева, одной из лучших в мире. Яркие красочные картинки, напечатанные на бумаге в технике ксилографии, вывешивались в преддверии Нового Года в жилищах небогатых китайцев. Их содержание и надписи сулили исполнение пожеланий и счастье.

Культура Китая отличается своей непрерывностью и традиционностью; система символов и образов складывалась в древности, и сохранилась практически до наших дней. Ко времени династии Цин (1644-1911) многие древние символы, имеющие глубокое многогранное значение, в народной среде приобрели упрощенный, благопожелательный смысл. В таком виде они бытуют и поныне.

Самый простой способ пожелания счастья, добавивший к ряду китайских символов некоторые популярные мотивы, это непосредственное изображение предмета мечтаний. Например, пожелание рождения здоровых сыновей отражает фигурка или рисунок толстого улыбающегося мальчика.

Часть мотивов возникла благодаря яркому образному мышлению и наблюдательности китайского народа. Так, карп, преодолевающий речные пороги, сравнивается со студентом, стремящимся сдать экзамены для получения должности чиновника.

Один из важнейших способов формирования символического визуального ряда связан с особенностями китайского языка. Речь идет об омонимах – о созвучии в произношении разных иероглифов и понятий, о способе двойного толкования. Например, летучая мышь (фу), произносится так же как «счастье», а сорока (си) – как «радость». Соответственно изображение летучей мыши и сороки, следует воспринимать как пожелания счастья и радости.
К выставке выпущен иллюстрированный каталог. Куратор выставки – Лидия Викторовна Поточкина, младший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

 


Посмотреть виртуальный тур

Выставка живописи и графики выборгских художников А. А. Бакуна и С. А. Прушинского «Мой город» (19 августа - 19 сентября 2016 года)

 

АЛЬБЕРТ БАКУН

Родился 21 августа 1946 года в Выборге. В 1967 году закончил Ленинградское художественное училище. С 1964 года регулярно посещает Государственный Эрмитаж с целью изучения живописи старых мастеров. Через четыре года при содействии преподавателя А.П. Зайцева начал заниматься у Г.Я. Длугача - художника, педагога, основателя “Эрмитажной школы” аналитического копирования.
В 1973 году закончил Московский полиграфический институт по специальности художник-график. Альберт Бакун - член творческого объединения “Эрмитаж”.
С 1992 по 2000 год в составе группы работал в 24 штатах Америки (пленер, преподавание, участие более чем в ста выставках). С 2008 года при содействии Я. Чумаковой осуществляет творческие поездки по югу Франции.
В свободное время уже 50 лет занимается тяжелой атлетикой и тренерской работой. В построенном им зале воспитал более ста спортсменов, мастеров спорта, призеров России. В 2011 году получил звание “лучший детский тренер страны”.

СЕРГЕЙ ПРУШИНСКИЙ

Сергей Прушинский родился в 1950 году в городе Выборге, Ленинградская область. После окончания в 1973 году Санкт-Петербургской Академии прикладного искусства и дизайна художник много и плодотворно работает в поисках творческого кредо. Основные направления его творческой деятельности - пейзаж, натюрморт анималистические и жанровые композиции. Пастель, акварель, карандаш и гуашь стали основными материалами в его работах. При создании своих произведений С. Прушинский стремится к отточенности формы, стройной организации пластики и колорита - это имеет важнейшее значение для полного и точного воплощения его творческих идей. Живет и работает в Выборге. Член союза художников. С творчеством Сергея Прушинского знакомы любители искусства в России и за рубежом.

 


Посмотреть виртуальный тур

Выставка "От Николая I до Николая II. Эпоха историзма в России" (18 сентября 2015 г. - 18 марта 2016 г.)

В 1840-е годы известный русский критик Виссарион Белинский, внимательно наблюдавший за происходившими вокруг переменами, написал: «Век наш – по преимуществу исторический век...» Действительно, ориентация на культуру разных народов и периодов прошлого, охватившая всю Европу, стала главным «credo» художников, творивших в 1820-90-е годы. Это явление получило название «историзма» (по аналогии с «классицизмом», «романтизмом», «сентиментализмом») или «эпохи историзма». Еще в 1930-е годы в своей статье «Историзм. Попытка определить понятия» немецкий автор Вольфганг Гетц «предложил различать историзм как образ мыслей, а эклектизм как художественный метод». Этих позиций придерживаются и современные исследователи.    

В русле историзма наблюдалось параллельное развитие сразу нескольких «стилей» или «вкусов». Среди них особенным предпочтением пользовались «готический», «помпейский», «неогрек», «ренессанс», «рококо», «восточный», «русский», «византийский».  Эти термины, во многом условные, подразумевали определенный набор декоративных средств, в котором преобладали узнаваемые ориентиры (или прямые цитаты) из конкретного периода прошлого. Однако, несмотря на интернациональность рассматриваемого явления, в каждой стране сложилась своя школа изучения эпохи историзма и свои определения хронологических периодов ее развитии. Культурная среда в России, вливаясь в общеевропейский поток, несомненно, имела свои национальные отличия, обусловленные как особенностями социально-политической ситуации, так и личностями правящих монархов. Эпоха историзма охватила правления сразу четырех императоров: Николая I, Александра II, Александра III и первые годы царствования Николая II. Среди них самое большое влияние на формирование романтического восприятия истории оказал, несомненно, Николай I, взошедший на престол в 1825 г.

Одним из главных лейт-мотивов его правления стало увлечение культурой Средневековья, основу которой составляли понятия о чести, беззаветной преданности вассалов своему сюзерену, идиллическое поклонение недоступной прекрасной даме. Смысловые параллели напрашивались сами собой: во главе государства стояли храбрый «рыцарь Николай» и его «прекрасная дама» - императрица Александра Федоровна. С одной стороны - дисциплина, муштра, парады, а с другой – карусели, балы, маскарады.

Новые увлечения, сдерживаемые до поры волею Александра I, неизменного сторонника классики, буквально захлестнули культурную жизнь России.  Проекты новых построек еще только готовились претворять в жизнь, мастера-декораторы подбирали новые решения для убранства интерьеров, а завсегдатаи светских салонов уже щеголяли в нарядах, поражавших воображение. Рассказывая об одном из парадных обедов в богатом столичном доме, писатель М.Ю.Лермонтов, например, в своем романе «Княгиня Лиговская» (1828), отмечал: «в одежде этих людей, так чинно сидевших вокруг длинного стола, уставленного серебром и фарфором, так же как в их понятиях, были перемешаны все века. В одеждах их встречались глубочайшая древность с самой последней выдумкой парижской модистки…» Расширив спектр художественных приемов, романтизм как явление сыграл большую положительную роль, он облегчил переход от нормативности классицизма с его относительно узким ассортиментом конструктивно-декоративных приемов к освоению всего культурного наследия человечества. Наблюдаемый в это время  рост городов был обусловлен бурным развитием технического прогресса и созданием крупных производственных центров, что неизбежно влекло за собой увеличение гражданской застройки. Прозаической среде жилой застройки из однотипных доходных домов романтизм противопоставлял новые эстетические идеалы, украсив их фасады декором в разных «стилях».

К началу царствования Николая  II (1894) границы Петербурга заметно расширились, а его центральные улицы представляли собой удивительный конгломерат зданий, построенных в самых разных “стилях», украшенных узнаваемыми историческими реминисценциями. Образцами для подражания служили, конечно же, дома членов императорской фамилии и наиболее знатных горожан. Их композиционно-декоративные решения, задуманные ведущими зодчими с учетом самых последних технических новинок, представляли собой те «маяки» в городской среде, на которые равнялись рядовые застройщики.

Огромное значение имело восстановление главной резиденции царской семьи – Зимнего дворца, сгоревшего в 1837 г. Его барочный фасад Николай I решил воссоздать в прежнем виде, а вот оформление жилых интерьеров, порученное А.Брюллову, должно было отвечать всем требованиям современного комфорта. Для подданных русского государя дворец стал, по словам Гоголя,  своего рода наглядной энциклопедией «истинного вкуса и оригинальности». Еще одним важным событием, заметно повлиявшим на обогащение творческой палитры художников-декораторов, стало завершение в Москве Большого Кремлевского дворца  (1849). Кроме того, в эпоху историзма в Петербурге было возведено сразу несколько великокняжеских дворцов.

    Опыт изучения средневековых конструкций с их стрельчатыми арками, позволявшими перекрывать огромные пространства при минимальной толщине стен, не прошел даром. Эти знания пригодились при возведении архитектурных сооружений совершенно нового типа, таких, как вокзалы, выставочные павильоны, здания цирков, спортивных комплексов и т.д. Готическое наследие дало толчок свежим идеям, а технический прогресс, изобретение новых материалов (гальванопластика, бетон, железо) облегчили задачи строителям.

     Богатое разнообразие технических и художественных новинок, свидетелями которых стали люди XIX века, нашло яркое воплощение в таких событиях, как внутрироссийские выставки, первая из которых была организована в 1829 г. С этого времени различные выставки регулярно устраивались не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в других городах России. А в 1851 г. в Хрустальном дворце в Лондоне состоялось грандиозное событие - открытие первой Всемирной экспозиции достижений в области науки, техники, промышленности, искусства. Международные выставки вызывали огромный интерес, тысячи людей устремлялись новые экспозиции, причем, состав публики был самым разным. Здесь появлялось все больше деловых людей, присматривавших выгодные заказы, интересные изобретения, изделия художественной промышленности. Каждая из  выставок широко освещалась в печати, а также сопровождалась публикациями,  альбомами, каталогами, открытками.

     Подобные наглядные пособия в большом количестве поступали и в Россию. Здесь во многих городах развернулась целая индустрия изготовления «стильных» предметов из дерева, фарфора, бронзы, стекла, тканей и т.д. В острой конкурентной борьбе рождались новые устройства для механизации производства, а также использования вместо дорогостоящих материалов их более дешевых заменителей. Потребность в квалифицированных специалистах прикладных видов искусства привела к открытию таких крупных учебных заведений, существующих и поныне, как «Строгановское училище технического рисования» в Москве (1860) и «Центральное училище технического рисования» в Санкт-Петербурге (1876), организованного на средства барона А.Л.Штиглица. Большую роль в воспитании кадров профессиональных мастеров различных ремесел сыграло, например, в Санкт-Петербурге «Ремесленное училище цесаревича Николая» (1875), находившееся под покровительством царской семьи. Подобные учебные заведения в разных формах возникали по всей России.

К концу 1880-х годов такие крупные предприятия, как фабрика Ф.Мельцера, Ф.Тарасова, Н.Свирского, И.Платонова (бывшего крепостного) брали подряды на полное внутреннее оформление всего здания, включая паркетные полы, отделку потолков и стен, предметы мебели, осветительные приборы, обои и драпировки из тканей. Заказчику достаточно было указать «стиль» того или иного помещения, а остального «додумывали» дизайнеры фирмы.

Всеобщий интерес к истории, в том числе своего Отечества, особенно поощряемый русофилом Александром III (1881-1894), способствовал развитию просветительства в самых разных его формах. По всей стране наблюдалось распространение библиотек, частного коллекционирования, организации передвижных выставок, археологических экспедиций, различных обществ «поощрения художеств». Особыми событиями в жизни России стали открытия больших и малых, частных и государственных историко-художественных музеев. Эти события словно подвели черту под историческими и художественными поисками сразу нескольких поколений.

Заместитель заведующего Отделом истории русской культуры, кандидат искусствоведния Н.Ю.Гусева

 


Посмотреть виртуальный тур

Часы работы: 
С 10 до 18.00 (без выходных)
Диапазон цен: 
Стоимость посещения: 150 руб. для взрослых граждан России; 250 руб. стоимость входного билета для иностранных граждан; Подробнее на сайте.
Дополнительная информация: 
Парковка
Текущие события: 
Выставка
суббота, ноября 4, 2017 - 15:00 по среда, апреля 25, 2018 - 19:00

На выставке, посвященной фламандскому искусству, представлены картины, скульптуры, изделия прикладного искусства и художественное оружие. Главным центром фламандского искусства в XVII столетии являлся Антверпен. Здесь жил Рубенс – «Апеллес нашего века», как его величали современники, мастер, чьё имя стало синонимом фламандского искусства XVII века. Творчество Рубенса наложило отпечаток на всю художественную культуру Фландрии XVII века. Хотя сам художник работал главным образом как живописец, в орбиту его влияния были втянуты почти все виды изобразительных искусств – репродукционная гравюра, эстамп, искусство оформления книги, скульптура, различные отрасли художественного ремесла и даже архитектура. Эти виды художественной деятельности отчасти сосредоточились и в его антверпенской мастерской, превратившейся, по справедливому отзыву современника, в «своеобразную академию, где можно было достичь вершин искусства». Не случайно из мастерской Рубенса вышли или были с нею так или иначе связаны все крупные живописцы, а также многие известные граверы, скульпторы и мастера прикладного искусства Фландрии XVII века.